Многие из нас хотя бы раз в жизни сталкивались с проблемой: страховая компания выплачивает сумму денежных средств, объективно недостаточную для осуществления восстановительного ремонта пострадавшего в ДТП транспортного средства. Как быть в подобной ситуации? Какие действия предпринимать?

На самом деле все не так сложно, как кажется. Для начала Вы должны обратиться в страховую компанию с заявлением о выдаче акта о страховом случае (согласно пункту 4.23 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховая компания обязана выдать Вам этот акт в течение 3-х календарных дней с момента подачи заявления).

Затем необходимо осуществить независимую оценку стоимости восстановительного ремонта. При этом важно, чтобы на момент совершения оценки Ваш автомобиль находился в том состоянии, в котором он оказался в результате ДТП. В противном случае может оказаться так, что эксперты не смогу дать объективной оценки стоимости восстановительного ремонта.

После того, как вы получили соответствующее заключение эксперта, необходимо сформировать пакет документов для направления в страховую компанию.

Согласно пункту 5.1 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П), а также пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты потерпевший направляет страховщику претензию с приложенными к ней документами, обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение 10 календарных дней со дня поступления (за исключением нерабочих праздничных ней).

Какие документы прилагать к претензии?

В первую очередь – заказанную Вами оценку стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. Следует отметить, что ни в коем случае нельзя прилагать оригинал, так как он может понадобиться в дальнейшем при обращении в суд (если страховая компания добровольно не выполнит Ваши претензионные требования).

Также, если при обращении с заявлением о наступлении страхового случая не были предоставлены копии паспорта, свидетельства о регистрации транспортного средства, справки о ДТП, полиса ОСАГО, их также необходимо приложить к претензии. Обращаем внимание, что прилагать необходимо именно копии!

Собрав необходимый пакет документов, можно обращаться в страховую компанию. Здесь возможны два варианта: подать документы в страховую компанию лично либо направить их письмом.

В первом случае документы подаются непосредственно в филиал страховой компании. При этом Вам необходимо иметь при себе два экземпляра претензии, один из которых передается страховой компании. На втором экземпляре сотрудник, принявший претензию, должен поставить отметку о получении Вашей претензии, дату и входящий номер. Этот экземпляр остается у Вас, как подтверждение Вашего обращения в страховую компанию с претензией.

Во втором случае документы направляются через почтовую службу. Если Вы решили выбрать именно этот вариант, то важно запомнить следующее: обязательно сделайте опись содержащихся в письме документов (например: Претензия к СПАО «[Название страховой компании]» о выплате недостающей части страхового возмещения с приложением), на которой сотрудник почты проставит соответствующие отметки и печать.

Если страховая компания в добровольном порядке в указанный 10-дневный срок не исполнит заявленные Вами требования, Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд. Следует отметить, что в таком случае к требованиям, помимо страхового возмещения, прибавляются также штраф в размере 50% от взыскиваемой суммы, неустойка в размере 1% за каждый день просрочки, а также все понесенные Вами судебные расходы: на осуществление оценки стоимости восстановительного ремонта; на осуществление судебной экспертизы (если она будет назначена судом при рассмотрении дела); расходы на оплату услуг представителя; на составление нотариальной доверенности; на почтовые услуги.

Кроме того, согласно Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» иск может быть предъявлен по выбору истца в суд по месту:

— нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;

— жительства или пребывания истца;

— заключения или исполнения договора.

Также важным обстоятельством является то, что Вы, как истец по иску о защите прав потребителя, освобождаетесь от уплаты государственной пошлины.

К исковому заявлению необходимо приложить копии следующих документов:

— претензии, направленной в страховую компанию;

— описи и квитанции об отправке претензии по почте (если претензия направлялась по почте);

— заключения эксперта по оценке стоимости восстановительного ремонта;

— страхового полиса ОСАГО;

— свидетельства о регистрации транспортного средства;

— справки о ДТП

— акта о страховом случае.

После подачи искового заявления Вам необходимо будет лишь являться на судебные заседания и настаивать на заявленных исковых требованиях.

Таким образом, в данной статье мы привели все шаги, необходимые для взыскания недостающей части страхового возмещения со страховой компании. Как видите, процедура эта несложная, однако занимает большое количество времени. При желании, Вы можете сделать все сами. Однако для экономии Вашего времени и нервов советуем обращаться к профессиональным юристам (адвокатам), специализирующимся на подобных делах. Кроме того, затраченные на судебного представителя средства будут взысканы со страховой компании, поэтому Вам не стоит переживать за судебные расходы.